Гиперион Дэна Симмонса - мощнейшая НФ-космоопера и её экранизация
"Песни Гипериона" Дэна Симмонса для меня лично начались не с начала, а с третьей книги, с "Эндимиона". В те далекие времена было такое издательство, как "Северо-Запад", если кто помнит.
А кто не помнит, знайте - именно оно в далеких 1990-х наполнило полки книжных магазинов фантастическими зарубежными романами в ярких суперобложках.
Так и я начну рассказ с третьей части. "Эндимион" - роман-квест, роман-постоянное приключение. Здесь на каждой странице - новый мир. Даже если Вы не знаете предыстории, то это все равно - на Вас обрушится такое множество загадок, что Вы просто утонете под ними и будете с удовольствием ждать, когда же перевернутся страницу.
Утонете - конечно, фигурально - Вы в водах реки Тетис. Река эта течет через множество миров на различных планетах. Как? Все дело в величии человеческого разума!
Многовековая история развития человечества в творении Дэна Симмонса логично приводит к выходу в космос, развитию искусственного интеллекта, генетическим модификациям, телепортации и сверхсветовым перелетам в межзвездном вакууме.
Кстати, именно начало всех (или почти всех) этих событий мы сейчас и наблюдаем. Даже в этот момент Вы читаете статью, которою Вам рекомендовал на основе Ваших интересов машинный алгоритм Яндекс.Дзен. И, не исключаю, жуете генетически-модифицированное яблоко. Готовьтесь к перемещению в мир Великой Сети!Гиперион Дэна Симмонса
Действие романа происходит почти через триста лет после событий первых двух романов - "Гиперион" и "Падение Гипериона". И, несмотря на такой длительный срок, в книгах есть один герой, продолжающий играть главную роль. И, прошу заметить, активную. Это писатель, поэт, бунтарь, полуживой старец Мартин Силен.
Именно ему Симмонс отводит не только роль основного рассказчика, но и роль проводника многих героев этого цикла. Более того, Силен, по моему мнению, буквально символ несгибаемой человеческой стойкости, характера и веры в высшее предназначение. Сами подумайте - его возраст вполне можно считать веками, которые близки к тысячелетию! За это время он кем только не был и такого количества интриг и приключений, которые он пережил, хватит на пару томов пресловутой "Игры престолов". Все только в космосе.
Его дом был одновременно в сорока мирах: спальня в пустыне, туалет в Безбрежном море, кабинет - в горах. Он боролся с многоликим кибернетическим интеллектом, плел интриги такого масштаба, что Серсея Ланистер рыдает на своем троне при звуках его имени. Шучу, конечно, просто дань традиции упоминать Песнь Льда и Огня. К тому же Силен тоже сочинил Песнь - он самый известный во Вселенной автор стихов. Именно его перу принадлежат Запрещенные Песни - сказание о будущем всех миров.Да, судьбы главных героев "Эндимиона" захватывают. Роман вполне может претендовать на роль самостоятельного произведения, первоначально я так и думал. Но в этом, третьем романе цикла, Симмонс умело оставляет вопросы о том "что было" и "что будет" открытыми.
И мне пришлось искать ответы, словно Раулю искать свой путь.
Дэн Симмон в период с 1989 по 1997 год опубликовал четыре романа цикла "Гиперион". Первым увидел свет "Гиперион", затем свет увидел "Падение Гипериона". Третьим романом стал "Эндимион" - и планета, и фамилия, а завершил серию "Восход Эндимиона".
Да, в 1999 году Симмонс выпустил еще небольшую новеллу-рассказ "Сироты спирали", которую по смыслу можно считать продолжением цикла. События происходят спустя полтысячи лет после события последнего романа. И многие поклонники творчества Симмонса с вожделением затаили дыхание, посчитав "Сирот..." трейлером к новым романам. Так и живут - затаив дыхание...Искал я книги недолго. С свободной продаже были все тома... кроме "Падения Гипериона". Не знаю, почему так, но этот том я не мог найти довольно долго. Смирившись, откопал его в интернете.
Итак, о сюжете.
Честно - рассказывать бесполезно. Как можно объяснить тому, кто не знаком с творчеством Симмонса, что такое мультилинии, крестоформ, Гробницы Времени и Возрождение-Вектор, а также Связующая Бездна?
Скажу лишь так. В цикле "Гиперион" есть несколько видов бессмертия - физическое, цифровое, энергетическое и еще парочка, если вчитаться. Есть силовые поля, лазерное оружие, мгновенное перемещение меж звезд и планет, киборги, злые и добрые искусственные интеллекты. А также львы, тигры и медведи. И ещё есть он... Его имя - Боль. Его зовут Ужас. Он - Повелитель Страха.
Его зовут Шрайк. Ангел Окончательного Искупления и Слуга Древа Боли. Много разных эпитетов у Шрайка и ни одним его нельзя описать так, как это сделал Симммонс. Для этого описания ему понадобилось 4 романа.
Начать читать первый роман цикла "Гиперион" бесплатно можно здесь
Об экранизации.
В 2008 году было заявлено о начале съемок первого фильма из серии по всему циклу. Но дальше заявления дело не пошло. Не нашлось того, кто бы смог... И вот в этом году нас порадовали новостями.
Сразу на нескольких фантастических площадках прошла информация о том, что Голливуд готовится снимать полнометражное кино на основе крутейшей НФ-космооперы "Гиперион" Дэна Симмонса.
Почитал статьи у нас и на заграничных сайтах и готов задать один единственный вопрос. Такой: они это серьёзно!? Я вот, относящийся к ярым фанатами этого цикла Симмонса, просто не могу представить, как в один фильм впихнуть всё то, что есть даже в одной истории одного паломника из первой книги...
А тут пока что анонсировано, что кино будет не сериалом, а большой картиной. Хотя, конечно, никаких подробностей нет, не ищите - наши сайты просто перепечатали эксклюзивную новость с заграничного сайта. Там и так всё размывчато и водянисто, а у нас ещё масляного на масло налили.
Что известно из новостей? Денег на съёмки собирается дать Брэдли Купер. Кто такой? Чисто с фантастический точки зрения мы видели его в главной роли в "Областях тьмы" и слышали (кто смотрел на английском) как голос енота Ракеты в "Стражах Галактики".
Как у продюсера этих самых американских денег у Купера много - именно он вложился основную сумму в съёмки "Джокера" и, как говорится, снял кассу. Ничем другим с точки зрения фантастики Купер не примечателен, хоть и говорит, что давно мечтает снять "Гиперион".
Так что он почти как я: тоже фанат Гипериона и хочет снять кино по этому циклу. У меня просто денег меньше... Но как вместить в один фильм сюжет хотя бы первого романа?Нарисовать на компьютере Шрайка - это самое простое, как и пейзажи Гипериона с его травяными морями. Но ведь в романе есть целых семь сюжетных линий: шесть индивидуальных для каждого героя и одна общая, объединяющая. И по каждой из личных историй можно снять шикарный отдельный фильм!
Как вместить в два (пусть даже три!) часа их все? Ответ один - никак.
История Ленара Хойта с темой биологического бессмертия с помощью паразитов, туго завязанная на католицизме, - это сама по себе тема на целую картину. Любовь и войну Полковника и Монеты не получится показать несколькими сценами по пять минут.
А о судьбе Мартина Силена, автора пророческих "Песен" и живущего почти тысячу лет, можно снять сериал. Здесь будет множество планет, судеб, путешествий, галактических катаклизмов такого масштаба, что "Звёздные войны" отправят мандалорцев на стажировку.
А есть ещё живущая обратно во времени Рахиль Вайнтрауб, история которой написана так, что выбивает слезу из камня. Есть глубокий нуарный киберпанк Ламии Брон. А "Вспоминая Сири", с которой и начался цикл романов, по степени эмоциональности я лично не могу сравнить ни с чем.
То, что базу для съёмок готовы выделить "бразерсы Уорнерсы", тоже не аргумент. Да, в кинокомпании увидели, что интерес у зрителя к хорошей классической фантастике есть - съёмки "Дюны" Дэни Вильнёва организовали именно WB. Но тут есть пара проблем...
Первая - "Дюну" снял Вильнёв, фанат и ценитель книг Герберта, и подошёл к этому аккуратно и бережно. Вторая - сразу было заявлено, что это первый фильм и он по первой половине первой книги. Результат, как мне показалось, вполне получился нормальным, писал уже свой обзор на фильм. Но расширение Вселенной у Герберта начинается со второй книги, а у Симмонса совершенно другая подача. Здесь в каждой истории каждого героя свой слог, своя атмосфера, свои эмоции и даже свой жанр фантастики.
Именно поэтому идеальным для "Гипериона" мог бы быть формат сериала. Даже для первого романа хватило бы 8-9 серий, а потом можно замахнуться по сезону на каждое продолжение. "Эндимион" на сериальную основу лёг бы просто изумительно. Но что с идей может сделать сценарист сериала "Хранители"? Боюсь даже представить.
В итоге: пока что слишком мало информации о том, что собираются сделать в кино из "Гипериона" и судить о том, идти или не идти, пока что рано. Но лично моё мнение, что ничего из этой затеи лучше "Тёмной башни" не получится... Так что пошёл я пока перечитывать "Гиперион", давно не погружался в это шикарное и проработанное будущее.
Надеюсь, мне удалось заинтересовать тех, кто не читал этот цикл, открыть первую страницу. Уверен, кто закончите читать Вы только тогда, когда закроете последний том. И после этого поделитесь своим мнением в комментариях.
Комментарии
Отправить комментарий